НИА-Томск Томск
Сегодня: пятница, 19 апреля 2024 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Муниципалитеты | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 


Погода в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru












Закон о пунктах отгрузки древесины ужесточат в Иркутской области

НИА-Томск

21.04.2016 05:44

В Иркутской области рассматривают возможность принятия нового регионального закона о пунктах отгрузки древесины.

Как пишет «Российская газета», подобный документ действовал в Приангарье пять лет, пока в прошлом году его не отменили, посчитав противоречащим федеральному законодательству. Сегодня правительство и прокуратура области говорят о том, что противоречий на самом деле не возникало, зато с отменой закона региональные власти частично потеряли возможность влиять на ситуацию в лесном комплексе.

Нелегальная заготовка древесины — давняя проблема Приангарья. Складывается впечатление, что чем больше с ней борются, тем пышнее она расцветает. Так, по данным начальника управления по экономической безопасности ГУ МВД России по Иркутской области Павла Герасимова, в прошлом году в результате 18 тысяч проверок лесопользователей и 7,5 тысячи рейдов было выявлено три тысячи незаконных вырубок. Объем нелегально заготовленной древесины составил 670 тысяч кубометров.

Причем руководитель агентства лесного хозяйства РФ Иван Валентик в начале этого года называл другие цифры: по его данным, объем незаконных вырубок в Иркутской области оценивается в 776 тысяч кубометров. По словам Валентика, на регион приходится почти половина всех нелегальных заготовок леса в СФО.

Официальный ущерб лесному фонду Приангарья в прошлом году достиг 3,5 миллиарда рублей. Компенсировано всего 58 миллионов. При этом, по данным областного агентства лесного хозяйства (недавно переименованного в министерство лесного комплекса), платежи за пользование лесом составили 1,5 миллиарда рублей, из которых только 229 тысяч поступили в региональный бюджет, а остальное ушло в федеральный. В то же время крупнейшие лесоэкспортеры подали заявки на возврат НДС на общую сумму 650 миллионов рублей. Отрасль получается для государства глубоко убыточной, не говоря уже об экологических последствиях.

Весь лес, в том числе нелегальный, в Иркутской области проходит через три тысячи пунктов отгрузки древесины, где его скупают и перепродают. Понятно, что контролировать такое количество объектов физически невозможно. Для сравнения: десять лет назад в регионе функционировало только 370 пунктов, и то региональные власти считали это количество избыточным. Кстати, руководство области предлагает включить в новую систему учета ЕГАИС.

— Отрасль криминогенна и коррупционна, в ней работает много черных лесорубов, и лес продают по сильно заниженной цене, — заявил председатель правительства Иркутской области Александр Битаров. — Понятно, что ни власти, ни полиция быстро разобраться с этими проблемами не смогут. Но вот в Красноярском крае навели порядок, оставив 24 пункта. Мы сделаем около тридцати пунктов отгрузки, и все они будут как на ладони.

К решению этой задачи, по словам Александра Битарова, правительство региона предполагает подойти с двух сторон: методично выявлять нарушения на существующих точках отгрузки и закрывать их, а параллельно совместно с Восточно-Сибирской железной дорогой создавать шесть лесоотгрузочных хабов, которые заменят множество мелких пунктов. Однако на обоих направлениях есть сложности.

По словам представителей прокуратуры, без соответствующего закона область не может влиять на работу пунктов отгрузки древесины. А его действие было отменено летом прошлого года.

— Это мотивировали тем, что принят федеральный закон. Но тот никак не регулирует порядок отгрузки древесины, оборот пиломатериалов, с которым у нас тоже большая проблема — под их видом вывозят плохо обработанный брус. Мы еще в ноябре прошлого года направили в Законодательное собрание области предложение вновь принять региональный закон. Нас поддержали практически все депутаты, но документа по-прежнему нет, — сообщила начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Елена Вяткина.

В Красноярском крае точно такой же закон приняли раньше, но административная ответственность была сформулирована более четко. Нарушения в работе отгрузочных пунктов в крае относят к нарушениям природоохранного законодательства, и срок давности устанавливается в соответствии с Административным кодексом — один год. В Иркутской же области нарушения считались нарушением закона о предпринимательстве, и срок давности был гораздо меньше — три месяца. Поэтому если суд выносил отрицательное заключение по штрафному предписанию (а штраф в ряде случаев мог достигать 500 тысяч рублей), то трех месяцев для обжалования очень мало. Поэтому закон нужно возвращать с учетом всех выявленных ранее подводных камней и неточностей, тем более что Иркутский областной суд проводил анализ правоприменительной практики и сформировал список замечаний.

До 1 мая этого года правительство региона должно внести законопроект в областной парламент. С его принятием власти получат административные рычаги, однако это еще не гарантирует успешного сокращения пунктов отгрузки. Узким местом представляется создание лесоотгрузочных хабов.

Напомним: в 2006 году власти Приангарья предпринимали попытку ограничить количество пунктов отгрузки, создав восемьдесят специализированных мест — так называемых лесных терминалов. Чтобы получить такой статус предприятию, помимо владения железнодорожным тупиком, необходимо было иметь лесосырьевую базу и перерабатывающие мощности.

Всем остальным в административном порядке разрешили отгружать лес только на одобренных восьмидесяти пунктах. А чтобы не возникало соблазна игнорировать указ губернатора, была достигнута договоренность с ВСЖД — не поставлять вагоны на железнодорожные тупики, не имеющие статуса терминалов. Однако ФАС посчитало действия железной дороги нарушающими закон о конкуренции. Железнодорожникам пришлось отказаться от ограничений в подвижном составе. А неравномерное развитие сети терминалов сделало малый бизнес в отдаленных районах убыточным из-за большого транспортного плеча. В результате идея была дискредитирована и постепенно сошла на нет.

Сейчас региональному правительству предстоит пройти между Сциллой и Харибдой — между необходимостью навести порядок в лесу и законодательством о конкуренции.

Кстати, в феврале этого года губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что правительство РФ поставило перед властями региона задачу — наладить систему исключительно безналичного расчета в лесозаготовительной сфере. В связи с этим была достигнута договоренность о создании в Приангарье филиала одной из кредитно-финансовых организаций, которая будет заниматься клиринговыми расчетами с китайскими предприятиями, закупающими древесину. Руководство региона также ведет переговоры с Банком России о консультациях по легализации финансовых расчетов в отрасли.

Как ранее сообщало НИА Томск, в администрации Томской области также намерены активизировать борьбу с незаконными рубками. Акцент в работе томских лесников в 2016 году будет сделан на борьбе с незаконными рубками и скупщиками краденой древесины. Об этом заявил 24 марта, заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр на расширенном совещании, где обсуждались актуальные вопросы региональной лесной политики.

«Теневые схемы в заготовке и транспортировке древесины напрямую влияют на сохранность лесов, доходы бюджета и на экономику легально, в правовом поле работающих предприятий», — заявил Андрей Кнорр.

Кроме того, томские власти намерены ужесточить контроль за заготовкой древесины для собственных нужд, две трети которой уходит на теневой рынок. Критичная ситуация сложилась в Асиновском, Зырянском, Первомайском, и Шегарском районах, где работают пункты приема и отгрузки древесины, массово скупающие у населения березу для экспорта в КНР.

Цена на мягколиственные породы в таких пунктах достигает 4,5 тыс рублей за кубометр, что способствует вовлечению в незаконный оборот так называемой «дровяной» древесины, которая выделяется жителям для собственных нужд, а также стимулирует незаконные рубки.

По данным пресс-службы администрации региона Департамент лесного хозяйства готовит поправки в 165-й и 24-й областные законы, чтобы усилить контроль за работой пунктов приема и отгрузки и за теми, кто закупает древесину для собственных нужд. В Кодексе об административных правонарушениях Томской области планируется предусмотреть ответственность для посредников, предоставляющих услуги заготовки, транспортировки древесины и принимающих ее в качестве расчета. Кроме того, принято решение создать во всех районах постоянно действующие межведомственные группы для контроля над оборотом древесины.

Тем временем, согласно данным официальной статистики, проблема «черных лесорубов» в Томской области сходит на нет.

В течение 2015 года в рамках федерального государственного лесного надзора на территории лесного фонда Томской области выявлено 400 фактов незаконной рубки лесных насаждений, что на 13% ниже показателей 2014 года. Большая часть самовольных рубок (128, или 52%) обнаружена в Тимирязевском лесничестве. Общий объем незаконных рубок составил 23,9 тыс кубометров, ущерб оценивается в 160,7 млн рублей.

В 2015 году на территории Томской области зарегистрировано 375 уголовных дел, предусмотренных статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Причем, это существенно меньше, чем было в 2014 году – 426. За прошлый год из дел по незаконной рубке в регионе до суда дошла лишь одна пятая часть.


При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта