Ученый психологического факультета ТГУ Мария Подойницина провела исследование того, как уровень интеллекта студентов отражается на их стратегии жизненного самоосуществления, сообщает пресс-служба Томского государственного университета.
В ходе исследования выяснилось, что на профессиональное развитие влияет не только уровень общего интеллекта, но также и способность человека эффективно общаться и сопереживать окружающим.
В исследовании приняли участие около 400 человек: студенты ТГУ технического, естественно-научного и гуманитарного профиля, а также молодые предприниматели Томска. Каждый из участников прошел тестирование на определение уровня общего интеллекта, эмоционального и социального и написал эссе, в котором рассказал о трех самых запоминающихся днях в его жизни.
«В своей работе я рассматривала интеллект не просто как умение правильно считать или логически выстраивать какие-то связи. Я брала три основных направления: эмоциональный, социальный и уровень общего интеллекта. И выяснилось, что социальный и эмоциональный интеллекты очень тесно связаны с нашим жизненным мироощущением», — рассказала Мария Подойницина.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать и принимать эмоциональное состояние себя и окружающих. Социальный – умение эффективно взаимодействовать с людьми. По словам ученого, уровень этих показателей влияет не только на личностное становление человека, но и на профессиональное, вне зависимости от того, в какой сфере работает человек.
«Существует стереотип, что если ты хочешь добиться успеха, то должен быть жестким, твердым, «идти по головам». Но как показало исследование, это абсолютно не так. Чем более люди открыты, тем более они используют окружающие их возможности. Насколько мы чувствительны к другим людям, настолько мы успешны в своем личностном и профессиональном развитии», — пояснила исследователь.
Она также разработала тренинг самоэффективности, который поможет развить необходимые для личностного роста навыки. Тренинг уже апробирован на группах студентов и молодых предпринимателей и получил положительные оценки у слушателей.
«Я составила программу рефлексивного тренинга, исходя из тех дефицитов, которые обнаружила при проведении работы у студентов. Основная цель этого тренинга – заставить человека подумать о своей жизни. Тренинг состоит из нескольких модулей, в зависимости от группы он может сокращаться, меняться. В ходе занятий мы работаем над развитием творческого мышления, целеполаганием, эффективной коммуникацией и так далее», — добавила Мария Подойницина.
Ученый планирует проводить занятия по тренингу с начала следующего учебного года в рамках кампусного курса «Тренинг самоэффективности».
|