Проект томской агломерации приведет к созданию комплекса из пяти автомобильных дорог вокруг нового жилого района Южные Ворота, которые превратят пригород Томска в развитый транспортный узел межрегионального значения.
Как стало известно НИА Томск, штаб застройки мегарайона Южные Ворота, созданный по поручению губернатора Томской области Сергея Жвачкина в мае прошлого года, на февральском совещании определил ближайшие и среднесрочные задачи по реализации пяти новых автомобильных дорог и приблизился к формированию мощного транспортного узла в пригороде Томска. Материальное и законодательное обеспечение новому проекту обеспечили решения исполнительной власти, поддержанные федеральным правительством и региональным парламентом о развитии агломерации между Томском, Томским районом и ЗАТО Северск. Благодаря этому в ближайшей и среднесрочной перспективе будет реализован крупный инфраструктурный проект агломерации в Южных Воротах с выходом на пять направлений.
Во-первых, мегарайон станет транзитным пунктом между новостройками Томска в Зеленых Горках через окрестности Академгородка и томским международным аэропортом и далее – до станции Тайга на Транссибирской железнодорожной магистрали. «Стройка века» была запланирована еще при создании Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, и рано или поздно она случится.
Второе направление – развязка с проколом под железной дорогой на 76-м километре Богашевского тракта с выходом на улицу Континентальную. Кроме того, с Континентальной связаны улица Степановская с выходом на улицу имени Богдана Хмельницкого, которая ведет к Степановскому переезду в одном направлении и в другом – в сторону поселка Мирный. Есть еще будущая улица Тихая, которая напрямую свяжет Южные Ворота и поселок Зональная Станция. Также очевидна будущая «перемычка» между улицами Мокрушина и Континентальной.
Что сделано и что случится в ближайшей перспективе по трем из этих пяти направлений транспортной развязки, обсуждалось на февральском штабе, который провел заместитель губернатора по транспорту и инфраструктуре Евгений Паршуто.
Департамент архитектуры и строительства Томской области отчитался по протокольному вопросу повышения транспортной доступности Южных Ворот через участие в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».
«Одно из мероприятий в программе появится, вернее, уже появилось. Это ремонт дороги Томск – Мирный – Межениновка. Выделено 70 миллионов рублей, в том числе 35 – из федерального бюджета, 35 – из средств регионального дорожного фонда. Срок реализации – 2017 год. Сметная документация находится на проверке и оценке», – доложил начальник департамента Дмитрий Ассонов.
Тупик на переезде
Другой пункт протокола на постоянном контроле штаба – повышение пропускной способности Степановского переезда через железную дорогу. Мэрия Томска должна подготовить проектную документацию, чтобы затем можно было начать искать источники финансирования и приступить к реконструкции переезда.
«До сих пор нет экспертизы проекта! Уже даже областные депутаты возмущаются и напоминают об обещаниях. Теперь поставлен срок – 1 апреля», – посетовал на штабе Евгений Паршуто.
В роли ответчика выступила начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска Анна Касперович.
«Сегодня мэром задача жестко поставлена городскому департаменту капстроительства, они этим занимаются», – рассказала она.
Областные власти уже готовы выделить деньги на проект, которого еще нет.
«Решения приняты по Степановскому переезду – сюда будет направлено 30 млн рублей», – сообщил заместитель начальника департамента транспорта и дорожной деятельности Томской области Денис Празукин.
«Не знаю, с чем связана затяжка. Сегодня уже будет подготовлен запрос администрации города, что мешает прохождению экспертизы проекта реконструкции Степановского переезда для положительного заключения», – резюмировал Евгений Паршуто.
Континентальная задумка
На улице Континентальной еще в 2015 году Томская домостроительная компания выполнила две полосы в асфальтовом покрытии, но нет пешеходных тротуаров и освещения, чтобы запустить по ней маршрутный транспорт. И здесь тоже нужен проект реконструкции.
«По Континентальной нам удалось вернуть деньги обратно в город на проектирование этой улицы. Они допроектируют в этом году, я надеюсь», – сообщил Дмитрий Ассонов.
Здесь стало известно о том, что департамент капстроительства мэрии заключил муниципальный контракт на проект реконструкции с ООО «Индор-мост». В настоящее время подрядная организация ведет сбор исходных данных и разработку сразу трех вариантов уже построенной дороги. В начале марта они будут рассмотрены, чтобы выбрать наиболее эффективный, и продолжить работу по проектированию.
«Губернатор Томской области принял беспрецедентное решение об увеличении финансирования дорожного фонда. Получено федеральное финансирование на инфраструктурные проекты агломерации. Поэтому областная власть делает все возможное, чтобы что-то в этом направлении двигалось. А на местах не готовы: деньги есть, а мы не знаем, как их и куда распределить», – недоумевал на заседании штаба депутат областной думы, гендиректор ТДСК Александр Шпетер.
При этом выяснилось, что главная часть улицы Континентальной – около ста метров от Богашевского тракта – заложена в уже выполненном проекте, по строительству дорожной развязки на 76-м километре. Причем стартовать строительство может уже скоро.
«Судьба развязки на 76-м километре решается в Москве. Прямо скажу, подвижки появились, замаячили некоторые суммы. Пока конкретное решение не подписано, озвучивать, я думаю, нет смысла. Но движение есть», – рассказал Денис Празукин.
Именно на этой стадии обсуждения для всех участников штаба стало очевидно, что оба проекта улицы Континентальной должны стыковаться между собой. Как и все другие дорожные проекты вокруг Южных Ворот.
«У нас сейчас много источников финансирования дорожной инфраструктуры. Есть городская программа, которая обеспечивает текущий ремонт дорог. Для нас она очень важна, и надо понимать, что здесь рядом будет происходить, в частности, на Степановке. Существенные деньги дорожного фонда пойдут через проект агломерации. Нужно получить общую и четкую картину на 2017-2018 год. Понятно, что основная часть дорожных работ в Томской области должна быть привязана к точкам развития. Они очевидны, а Южные Ворота – как раз и есть агломерационный проект», – подытожил дискуссию Евгений Паршуто.
Вывод лег в основу поручения департаменту транспорта и дорожной деятельности Томской области, которые были включены в протокол февральского заседания штаба.
Проспект решений
Вряд ли улица Степановская станет проспектом города Томска, хотя организовать здесь полноценное двухстороннее движение автомобильного транспорта, с тротуарами, уличными фонарями и даже газонами или велодорожками вполне возможно – места хватит, надо только взяться за проект реконструкции.
Одним из прошлогодних решений штаба по Южным Воротам было поручение департаменту капитального строительства администрации города Томска завершить оформление в собственность улицы Степановской. Для департамента архитектуры города задача была сформулирована проще: «Провести инвентаризацию земельных участков по улице Степановской на предмет правообладания для рассмотрения возможности размещения пешеходного тротуара».
Напомним, что инициативная группа жильцов Южных Ворот поставила вопрос о тротуарах на улице Степановской год назад. Что сделано? По словам Анны Касперович, инвентаризацию городские власти провели. Расстояние теоретически свободного от частников и принадлежащего муниципалитету пространства улицы согласно документам о собственности составляет в среднем 15-17 метров. Минимальная ширина улицы между земельными участками по обе стороны улицы – 12 метров, максимальная – 20 метров. А по факту собственники вышли за границы своих земельных участков и осуществили самовольный захват земли города.
Оформленное землепользование вполне позволяет городским властям организовать на Степановской полноценное двухстороннее движение с нормативной шириной проезжей части в семь метров, а также выполнить тротуары с двух сторон или даже сделать подобие бульвара. Дело – за проектом реконструкции или капитального ремонта улицы, работой с собственниками участков. Сейчас на городской улице стоят сараи, гаражи, поленницы, растут деревья, давным-давно посаженные хозяевами. Масштаб проблемы еще предстоит оценить, однако решать ее городским властям рано или поздно придется.
Судя по долгой истории вопроса, почти невозможно было разобраться и с установкой остановочного комплекса общественного транспорта на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Степановской. Однако сейчас удалось решить все межведомственные разногласия. Председатель комитета по транспорту администрации города Томска Ольга Свахина заверила, что в 2017 году остановка здесь появится.
Еще одно задание штаба также имеет шансы получить решение и исчезнуть из протоколов заседаний. Наряду с работой по оптимизации графика работы маневровых тепловозов было поручено опубликовать график движения поездов и перекрытия движения через Мокрушинский и Степановский переезды, чтобы жители могли на него ориентироваться и снизить риск попадания в пробки.
«Рабочая группа с участием руководителей железной дороги прошла на территории нашего департамента. Мы эти решения приняли, поручения даны. Буквально в ближайшие время, в первых числах марта, они должны публикацию этого расписания сделать», – сообщил начальник департамента транспорта и дорожной деятельности Томской области Денис Празукин.
Информация зафиксирована в протоколе и будет проверена 15 марта – на следующем заседании штаба рабочей группы по строительству жилого района Южные Ворота. |