Православные христиане сегодня празднуют Вознесение Господне – один из 12 главных праздников церковного календаря.
Дата праздника является подвижной и зависит от времени празднования Пасхи. Так, в прошлом году Вознесение праздновали 9 июня – на 15 дней позднее, чем в нынешнем. Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Светлого Христова Воскресения, поэтому всегда приходится на четверг, и за 10 дней до праздника Пятидесятницы или Троицы. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.
Речь идет о событиях, произошедших после распятия и воскресения Спасителя. Вернувшись к апостолам, он продолжал учить их до сорока дней, то есть до своего Вознесения. Согласно Библии в этот день Иисус Христос собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон близ Иерусалима. Христос благословил их и как был, во плоти, вознесся на небо.
Новый Завет так пишет об этом событии: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян 1:9-11)
Иисус Христос вознесся на небо в человеческом теле, в котором был рожден и в котором воскрес после распятия. Смысл Вознесения Господня, по учению церкви, в том, что с этого момента человеческая природа, обожествленная Христом, вновь соединена с Богом. Таким образом, подвиг искупления стал полным, завершенным: человек, в лице Адама изгнанный из рая, в человеческой природе сына Божия возвращен на небо. Изображение Вознесения помещается в самой иерархически значимой части православного храма — на своде купола.
Накануне в православных храмах традиционно совершался чин отдания праздника Пасхи. Праздник Вознесения Господня длится десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе. От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей — белого цвета.
Как сообщает православный журнал «Фома», на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника.
В сорок дней между Пасхой и Вознесением особо привечали нищих и больных людей. Запрещалось кидать мусор и плевать на улицу, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих. Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днем.
На Вознесение пекли особые блины, которые называли «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки». Их стряпали «Христу на дорожку». В некоторых областях хозяйки угощали домашних лепешками с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей.
Во многих местах был обычай ходить в Вознесеньев день в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье». Гости дарили хозяевам лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами.
|