 Воспитание должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса в любом учебном учреждении, при этом ключевая роль в этом процессе отводится педагогу, который должен стать личным примером для своих учеников.
К такому выводу пришли эксперты круглого стола «Среда обучения: воспитательный потенциал урока». При этом они отметили, что переход на дистанционное обучение и отсутствие личного контакта требует правильного использования современных технологий для воспитания школьников.
Круглый стол состоялся в пятницу, 4 декабря, в информационном агентстве РИА «Томск». В нем приняли участие слушатели онлайн-курсов «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», участники проектов и конкурсов платформы, представители органов региональной власти, руководители и педагоги общеобразовательных организаций и вузов. Как отметила в ходе круглого стола директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова, вступившие в этом году изменения в Федеральный закон «Об образовании» усиливают важность воспитательного процесса и требуют внедрения воспитательной составляющей в ежедневный образовательный процесс на всех уровнях образования – от детского сада до вуза.
«В действующих стандартах существует компонент воспитательной работы, он пронизывает содержательно стандарты по всей предметной линейке. Это масштабная работа министерства, в рамках которой уже разработана примерная программа воспитания в школах. Опираясь на эту программу, с начала учебного года свыше 17 тыс. школ активно внедряют свои рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Это самая широкая палитра интересных активностей для школьников разных возрастов. И здесь в этот период для нас очень важно мнение практиков, важно в этой работе сохранить имеющиеся позитивные традиции в каждой образовательной организации в регионе. Необходимо, чтобы эта работа не приводила к росту отчетности у педагогов и потере содержания. В реализации целей, сформированных Президентом, и погруженных в документы стратегического планирования мы видим возможности обновления содержания, разработку новых форм и методик, повышение квалификации кадров, создание мотивирующей среды для всех участников образовательного процесса, создание условий доступности и качества образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности», – сказала Наталия Наумова.
Эксперты отметили, что в условиях перехода на «удаленку» педагогам требуются новые компетенции, чтобы не просто передать знания, но и успешно воспитывать. На выявление таких практик направлен конкурс «Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей».
«Конкурс «Учитель будущего» стартовал в прошлом году и объединил более 39 тысяч педагогов. В концепцию конкурса была заложена идея единства, что педагог является носителем знаний, обладает психолого-педагогическими навыками и гибкими компетенциями, чтобы эти знания можно было передать учащимся. Особенно в условиях «дистанционки» хочется отметить, что передача информации возможна от машины к человеку, а формирование ценностей – только от человека к человеку. Воспитательная работа является одной из ключевых в работе педагога. Конкурс был направлен как раз на то, чтобы оценить, как педагоги работают с этим», – отметил руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев.
Он напомнил, что в ноябре по инициативе победителя одного из проектов платформы «Россия – страна возможностей» был запущен студенческий трек «Учитель будущего. Студенты». В нем смогут участвовать как студенты педагогических вузов, так и студенты других направлений, которые хотят связать свою жизнь с преподаванием. В конкурсе особо внимание будет уделено новым формам воспитания.
В условиях дистанционного обучения учителям особенного важно не только передавать ученикам знания, но и делать это таким образом, чтобы через обучение развивать в учениках самостоятельность, ответственность и другие важные качества. Научиться этому можно благодаря разработанному Мастерской управления «Сенеж» онлайн-курсу «Среда обучения», доступ к которым открыт для всех педагогов до конца года.
«Отвечая на возникший запрос учительского сообщества на дистанционные программы, мы создали онлайн-курс «Среда обучения». Основной целью курса является разработка таких образовательных технологий и инструментов, которые позволят создать адаптивную образовательную среду. В ее рамках происходит воспитание личности независимо от того в каком формате идет образовательный процесс – онлайн или офлайн. В рамках курса участники узнают, как проводить исследование и выявлять возможности и потребности класса, что включает в себя дизайн образовательного опыта, из каких элементов состоит адаптивная образовательная среда, как интегрировать геймификацию в образовательный процесс, рассмотрят различные онлайн инструменты и точки их приложения, и самое главное – познакомятся с методиками оценки эффективности своего образовательного и воспитательного продукта», – рассказала проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно— аналитического центра «Научно-образовательная политика», сказал, что «включение вопросов воспитания в образовательные программы школ, техникумов и вузов – это стратегический вызов для всей системы образования».
«Возможность сформировать единую государственную систему воспитания, в которой в единой большой команде будут школьные учителя и университетские преподаватели, региональные и федеральные власти. Объединяющая миссия Мастерской управления «Сенеж» в данной задаче исключительно важна, потому что для подобной дискуссии федерального масштаба нужны авторитетные лидеры, удобная площадка, хороший коммуникационный потенциал. Всё это есть в «Сенеже», – рассказал Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».
По словам начальника департамента общего образования Томской области Ирины Грабцевич, сибирский регион имеет хорошие практики по формированию школах воспитательной среды.
«Мы сформировали подходы, которые будем реализовать в ближайшей перспективе. В первую очередь, это работа с педагогами в части выстраивания программ воспитания. Появятся модули в курсах повышения квалификации для наших педагогических работников вне зависимости от предмета, который они преподают, связанные с этим направлением. Также нужны специальные курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, которые должны создавать благоприятную комфортную среду для детей в школе», – рассказала Ирина Грабцевич.
Она отметила, что в Томской области также реализуется ряд программ, связанных с воспитанием детей в школах, прежде всего, патриотической направленности. Так, в регионе совместно с Русским географическим обществом создана школьная лига, в рамках которой школьники изучают историю родного края, посещая памятные места.
В ходе круглого стола эксперты отметили роль вузов в организации воспитательной среды в школах. Как отметил ректор Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Андрей Макаренко, воспитание и образование неотделимы друг от друга.
«Это звенья одной цепи, важна связь высшего, общего, профессионального образования, дополнительного образования. И особенно важно, чтобы воспитание происходило в среде. А она складывается из маленьких элементов – поведения учителя, поведения родителей, которые очень серьезно включаются в этот процесс, и других. И когда мы говорим о воспитании, мы понимаем, что мы должны сформировать среду, которая будет воспитывать в том числе и будущего учителя, который придет в школу и будет поддерживать и участвовать в создании среды в школе. И, наверное, очень важно оценивать важность личности: когда учитель делает одно, говорит другое, – это сказывается не лучшим образом на процессе воспитания. Важно быть честным – по отношению к себе, окружающим – и учитывать, что твое поведение серьезно откладывается в ребенке. Важно взаимопонимание между учителем и школьником», – рассказал Андрей Макаренко.
ТГПУ запустил пилотную версию курса «Основы воспитательной работы», который позволит выстроить систему воспитательной работы и включить в нее всех обучающихся в вузе. В этом учебном году это курс стал обязательным для всех студентов.
«Мы должны научить молодого человека, который пришел из школы в вуз, как работать с детьми в течение всей жизни, и не только во время своей профессиональной деятельности. Важно научить компетенциям, которые будущему специалисту необходимы, дать миропонимание, мироощущение, а также незыблемые общечеловеческие и гражданские ценности, чтобы он с этим вышел к детям в школу и был личным примером. Педагогический университет должен быть, своего рода, концентратором, и связующим звеном между всеми участниками воспитательного процесса – детьми, учителями, родителями, старшим поколением», – отметил проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ Дмитрий Насонов.
Немаловажным в воспитании является правильное использование современных технологий, особенно при переходе образования в дистанционный формат, отметила директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения школа «Перспектива» г. Томска Ирина Сахарова.
«В условиях дистанционного обучения и гибридного образования, подходы остаются те же самые: профессионализм учителя, предметное содержание, привлечение в учебную деятельность в режиме онлайн всевозможных ресурсов, выход на новые образовательные площадки, в том числе и на площадки сетевых партнеров, посещение виртуальных выставок и музеев... Конечно, когда смотришь на ребенка не через экран, можешь своими жестами, мимикой, показать своё отношение, воспитывает ведь не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в этой деятельности, при личном взаимодействии учителя и ребёнка, и идёт процесс воспитания, а когда через экран – это намного сложнее. Учителя используют новые форматы: стрим – когда в условиях реального времени учитель комментирует, а дети в чате задают вопросы. Тут уже выстраивается цепочка, учитель выступает тьютором. В учебный процесс новая технология хорошо ложится», – отметила Ирина Сахарова.
По словам учителя начальных классов томской школы №49, ассистента кафедры педагогики и методики начального образования института детства ТГПУ, участницы онлайн-курса «Среда обучения» и полуфинала конкурса «Учитель будущего» в Сибирском федеральном округе в составе студенческой команды Ольги Чубыкиной, дистанционный формат обучения открыл новые возможности для воспитательной работы как со стороны учителя, так и со стороны родителей.
«Конечно, в этот период мы были лишены такого мощного воспитательного ресурса, как групповая работа, однако хорошей альтернативой стала идея создания общего творческого продукта в онлайн-режиме, в интернет пространстве – например, какого-то видеоролика, презентации и так далее. Несмотря на дистанционный режим, детям приходилось обсуждать, советоваться, чтобы продукт был единым и общим. Конечно, нужно было договариваться с учениками об особенностях поведения в интернет-пространстве, в чатах, также помнить об обратной связи, использовать разные формы рефлексии. Важным стало привлечение родителей в общую деятельность с детьми, и дистанционный формат оказался более гибким в этом плане, несмотря на все трудности», – поделилась Ольга Чубыкина.
Как отметил заместитель директора Центра патриотического воспитания ТГПУ, учитель истории и обществознания лицея №7 г. Томска, участник конкурса «Учитель будущего» Глеб Балабаев, в воспитательный потенциал не зависит от преподаваемого предмета и может работать на каждом уроке.
«Современные компетенции – креативность, умение работать в команде, критическое мышление, функциональная грамотность – все это воспитательные моменты. И это все мы можем делать на каждом уроке – математики, физкультуры и так далее. На уроке математики мы можем готовить к работе в команде, в социуме, можем учить общаться с людьми – особенно современное поколение Z, которое «живет» в интернете и личное общение для них проблемно. То есть воспитательный момент мы можем включать на каждом уроке», – подытожил Глеб Балабаев.
Фото пресс-службы Мастерской управления «Сенеж»
|