Рекомендательные сервисы, используемые в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей.
Такие предложения подготовили эксперты московского отделения Ассоциации юристов России и направили в Госдуму и Совет федерации для разработки нового регулирования. По их словам, механизм работы сервисов непрозрачен и непубличен, что позволяет манипулировать мнением аудитории. Пользователи должны сами выбирать: смотреть «очищенный» контент или нет. Что об этом думают томские эксперты, непосредственно работающие в таргетированной и контекстной рекламой?
«Реклама сама по себе ни к чему не обязывает, и если она появляется в браузере, алгоритмы подразумевают, что вам это интересно. Почему бы ей не быть? С одной стороны, это заработок площадок, которые предоставляют почву для рекламы. С другой стороны, она повышает информированность людей. Мы можем совершенно не интересоваться чем-либо, пока не увидим информацию об этом.
Я думаю, даже если у пользователей появится возможность отключать рекомендательные алгоритмы, рекламная сфера от этого не пострадает. Аудитория делится на горячую и холодную. Горячая все равно будет смотреть рекламу и реагировать. А холодная аудитория будет игнорировать её в любом случае и, разумеется, имеет право отключить не интересующую рекламу», — прокомментировала Ольга Бачина, зам. директора, директолог, web-аналитик digital-агентства ONLINE-MEDIA.RU.
Психологи в свою очередь говорят о важности регулирования рекомендательных сервисов. По их словам, при распространении информации рекомендательные алгоритмы погружают пользователя в информационный пузырь, максимально комплиментарный его убеждениям. Это ведет к поляризации общественного мнения, сокращению информированности общества, повышается риск социальных конфликтов.
«Безусловно, рекомендательные сервисы способны влиять на мнение и интересы людей. Это доказанный инструмент манипуляций сознанием. Задача рекламы — обратить на себя внимание. А какие эмоции она вызовет — положительные или отрицательные — значения не имеет. Конечно, если бы была возможность самостоятельно регулировать рекомендательные алгоритмы, было бы здорово. Процесс собственного выбора — лучшая из свобод», — говорит Оксана Антонова, клинический психолог, коуч, основатель «Психологического центра Оксаны Антоновой». |