НИА-Томск Томск
Сегодня: вторник, 1 апреля 2025 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Муниципалитеты | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 


POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru





Экономика


Строительство «Южных Ворот» стартовало 10 лет назад в Томской области

НИА-Томск

16.03.2025 10:00

Главным проектом 2015 года для Томской домостроительной компании стало начало возведения нового жилого комплекса «Южные Ворота» на границе между Томском и Томским районом.

НИА Томск рассказывало 10 лет назад, почему строители выбрали именно этот район. Южное направление – самое благоприятное для проживания с точки зрения экологии и инфраструктурной обеспеченности. В рамках проекта «ИНО Томск 2020» рядом «Южными Воротами» было запланировано строительство большой магистрали. Шоссе от аэропорта до Академгородка вместе с новыми дорогами на улицах Континентальной и Степановской предполагало обеспечить десятиминутную доступность до любой части города. Продажи в первых домах будущего мегарайона стартовали на новогодней ярмарке ТДСК.

В ТДСК сразу же планировали разместить на этой территории три детских сада, новую общеобразовательную школу и поликлинику. Чтобы приступить к новому проекту, ТДСК взяла на себя инициативу по проектированию и строительству всего комплекса инженерных, коммунальных и электросетей. Новые коммуникации, открывающие развитие Томска в южном направлении, были готовы к сентябрю 2015 года – к моменту сдачи первых трех домов. По словам гендиректора компании Александра Шпетера, это событие стало настоящим прорывом в создании агломерации Томска и Томского района.

Южное направление развития города рассматривали еще в советское время. В конце 1980-х – в начале 1990-х годов шло бурное строительство южного энергоцентра. Мощная котельная должна была обеспечить теплом эту часть Томска и способствовать развитию в сторону поселка Зональная Станция. В начале 1990-х годов стройка остановилась, и постепенно объект обветшал. Поэтому ТДСК стала работать с энергетиками над проектом прокладки теплотрассы и электросетей. Новые ЛЭП нужно тянуть пять километров.

Но самой тяжелой задачей была прокладка водопровода. Решить ее не получилось даже в советские годы. ТДСК смогла разработать проект, провести его экспертизу, найти источник финансирования и выступила заказчиком строительства водопровода. В 1980-1990-е годы не были реализованы и планы по прокладке канализации. Десять лет назад в рамках договора ТДСК на присоединение к инженерным сетям началось строительство канализационного коллектора.

Одновременно томские власти поддержали включение в Концепцию создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» еще одного кластера – строительного.

На собрании регионального парламента в марте 2015 года Александр Шпетер напомнил, что в Томской области принята Стратегия развития строительного комплекса, которая предусматривает создание строительного кластера. Строительный кластер «пронизывает» все остальные кластеры, да и сам по себе формирует значительную часть валового регионального продукта, постоянно увеличивая его. Кроме того, в первых вариантах проекта «ИНО Томск» в качестве жилой инфраструктуры был обозначен район «Солнечная долина», а сейчас там уже все застроено. Однако появляется новый жилой район – «Южные Ворота». Он располагается вдоль будущей шестиполосной автомагистрали от южной площадки особой зоны до аэропорта, которая уже входит в «ИНО Томск».

Депутат Николай Вяткин на собрании думы высказал сомнения в том, что новая дорога от Академгородка до аэропорта будет построена, так как некоторые жители выступили против проекта планировки, который в течение трех лет разрабатывала администрация города.

«Можно найти новый вариант трассировки. А можно провести повторные слушания», – предложил десять лет назад на собрании областной думы Александр Шпетер.

В каких условиях происходили все эти события и обсуждения? В начале зимы 2014 года в Томской домостроительной компании продолжали заниматься модернизацией основного производства, заказав в Германии новую автоматическую линию для выпуска свай стоимостью в 70 миллионов рублей. 17 декабря 2014 года грянул финансовый кризис, обрушивший курс рубля и для многих ставший шоком. Вряд ли в компании знали о предстоящей «черной среде», однако рассчитаться с партнерами успели вовремя. Порядка 90% стоимости оборудования томичи оплатили по старому курсу – 52 рубля за евро.

Накануне той же «черной среды» в ТДСК утвердили директивный график – производственный план на 2015 год, который предполагал строительство 450 тысяч квадратных метров жилья (на 8% больше, чем в прошлом году). Он стал рекордным за всю историю предприятия. Через три недели, оправившись вместе со всей страной от новостей финансового рынка, директорский корпус собрался вновь и решил планы не менять. Даже с учетом того, что Центробанк резко поднял ставку рефинансирования, сделав менее доступными кредитные ресурсы для компаний и населения.

«Это не первый и даже не второй кризис на нашей памяти. И так же, как всегда, все придет в равновесие. Может, не так быстро, как в 2008-м, но придет», – сказал десять лет назад корреспонденту НИА Томск генеральный директор ТДСК Александр Шпетер.

Анатолий Буров – специально для НИА Томск.



При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта