Причиной затопления теплохода «Булгарии» 10 июля стала вода, попавшая в открытые нижние иллюминаторы во время шторма. Комиссия Ространснадзора вчера опубликовала результаты своего расследования причин этой трагедии, которая произошла на Волге.
Именно это «привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и к последующему его затоплению», — считают в Ространснадзоре.
Дело в том, что у «Булгарии» иллюминаторы нижней палубы расположены практически по кромке воды. 10 июля была сильная жара, и все иллюминаторы были открыты. Зная о такой опасности, команды, которые до этого ходили на «Булгарии», следили, чтобы иллюминаторы были закрыты внизу. Здесь же экипаж не обращал на это внимание. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту было открыто 27 иллюминаторов, на правом — 11 иллюминаторов.
Капитан «Булгарии», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра до 20 м/с и видимости на Куйбышевском водохранилище, не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение идти в Казань. Кроме того, он вышел, не слив использованную воду. В ходе расследования было установлено, что при движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. При осмотре судна после подъема были обнаружены четыре отверстия в корпусе с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 квадратных сантиметров. Можно предположить, что арендатор судна, который получал за рейс 500 тысяч рублей, решил сэкономить на портовом обслуживании. А капитан судна не взял на себя ответственность остаться с полными сточных вод цистернами в порту.
«После начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду. И через минуту в отсеки поступило около 50 тонн забортной воды», — говорится в сообщении.
Буквально за 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло, предполагает, пытаясь восстановить хронику событий, комиссия Ространснадзора.
Комиссия также пришла к выводу, что «судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского речного регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию с неисправностями судовых механизмов». Тогда на «Булгарии» не работал левый — главный дизель-генератор. Кроме того, в корпусе было четыре отверстия для стока использованной воды. Не были обеспечены требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Ситуация усугубилось еще и тем, что экипаж был плохо подготовлен, недисциплинирован и не смог принять «необходимых мер безопасности».
Материалы расследования этой трагедии Ространснадзор направит в Генпрокуратуру.
Как ранее сообщало НИА Томск, 11 июля председатель комиссии Совета Федерации Госдумы РФ по делам молодежи и туризму Владимир Жидких назвал причиной трагедии с теплоходом «Булгария» техническое состояние судна: несоответствие требованиям безопасности и нарушения при прохождении сертификации устаревшего судна, предназначенного для пассажирских перевозок. |