Путин пообещал вернуть в новом виде выборы губернаторов, установить видеокамеры на избирательных участках, облегчить оппозиции процедуру регистрации партий и покинуть свой пост, если не будет чувствовать поддержки народа.
Начало прямой линии было нетипичным. Раньше премьер подводил итоги своей работы за год и, как правило, констатировал успехи. На этот раз сразу ведущий спросил о событиях на Болотной площади. «То, что люди высказывают свою точку зрения по поводу процессов, происходящих в стране — и в сфере экономики, и в социальной сфере, и в политической, — абсолютно нормальные вещи. До тех пор пока все действуют в рамках закона, безусловно», — привычно отметил Путин.
«Я действительно видел на экранах телевизоров людей, молодых в основном, молодые люди, активные, со своей позицией, которые ясно и четко формулируют. Меня это радует. И если это результат «путинского режима», то это хорошо», — пришел к выводу глава правительства.
Путин сообщил, что ничего нового в обвинениях в фальсификациях он не слышит. «Нет никакой новизны. Это было всегда. Оппозиция на то и существует, чтобы бороться за власть, она и борется, ищет любые возможности, чтобы к этой власти подойти, обвинить, указать на ошибки», — объяснил он.
Путин высказался и на тему угрозы цветной революции. «Все ясно: это схема дестабилизации общества. Мы знаем, как это было на Украине, некоторые из наших оппозиционеров кстати были там и работали советниками», — вспомнил Путин, имея в виду Бориса Немцова, работавшего советником президента Украины Виктора Ющенко.
«Протесты в рамках закона — обязательно, да», — подчеркивал Путин. «Не согласны с тем, что власть делает, — да. Власть далеко не всегда себя правильно ведет. Но позволить себя втянуть в какие-то схемы по дестабилизации общества недопустимо», — упирал Путин. Досталось и еще одному оппозиционеру, Алексею Навальному. Путин припомнил ему выражение «бараны», произнесенное во время протестов на Чистых прудах, хотя самой фамилии активиста премьер не произнес. «Разве можно так обращаться с людьми? Вы такой власти хотите?» — возмущался Путин.
«Как вы думаете, почему на вас стали нападать?» — поинтересовался один из зрителей у премьера. «Это та линия, которая выстраивается давно, с первых дней моей работы, и она меня не удивляет. И те, кто наиболее экстремистски себя ведет, я думаю, что это разные крылья, которыми так или иначе руководят из одного центра… Часть людей, которые задействованы в этих процессах, не понимают, что их используют как исполнителей», — ответил Путин.
При этом он все же сделал реверанс в сторону оппозиции, пообещав либерализацию системы регистрации политических партий.
Кроме того премьер готов взять на вооружение идею, которую 10 декабря на Болотной площади высказал писатель Борис Акунин: установить на всех избирательных участках видеокамеры для снижения риска фальсификаций. Правда, Путин все равно уверен, что результат выборов «реально отражает расклад сил в стране». Потерю «Единой Россией» 15% по сравнению с прошлыми выборами он назвал естественной, так как в стране случился кризис и оппозиция сумела рекрутировать в свои ряды тех, кто потерял работу и пострадал. «Оппозиция всегда будет указывать на то, что выборы были нечестными. В какой форме — это вопрос политической культуры», — еще раз повторил Путин. Главной целью атаки должны стать президентские выборы, сделал вывод премьер. «Чтобы минимизировать, выбить почву из-под тех, кто хочет делигитимизировать выборы, у меня есть предложение», — вдруг сообщил Путин.
«Нужно установить видеокамеры, которые бы работали в круглосуточном режиме и давали возможность прийти в любое время суток домой или офис, кликнуть мышкой и посмотреть, что происходит на площадке», — сказал Путин.
Премьер вспомнил, как такой опыт использовался во время восстановления деревень после пожаров. Тогда веб-камеры были установлены на 17 стройплощадках и вели трансляцию непосредственно в кабинет Путина.
«Я предлагаю и прошу Центральную избирательную комиссию установить веб-камеры на всех избирательных участках страны — их у нас 90 с лишним тысяч, и пусть они работают там круглосуточно. Чтобы страна видела, нужно вывести все в интернет», — обратился премьер к избиркому. «Нужно снять напрочь все фальсификации на этот счет», — добавил он.
Путин также высказался за то, чтобы оппозиция получила возможность контролировать все, что происходит на этих участках, в полном объеме. «Чтобы были представлены все политические силы, прошедшие в парламент», — уточнил он.
Еще одно сенсационное предложение было сказано в середине «прямой линии». Путин предложил фактически вернуться к выборам губернаторов, но в крайне необычной форме. Сначала он сказал слова в защиту своей реформы, в результате которой выборы глав регионов были отменены. «Я не буду скрывать, я уже об этом говорил, и хочу сказать еще раз: сегодняшний способ приведения губернаторов к власти я придумал лично, сам придумал, никто не советовал, и скажу почему», — сообщил Путин. Он опять вспомнил, что в результате «якобы прямых выборов тайных» губернаторы «опирались при этом на местные полукриминальные элиты», на националистические и сепаратистские группы.
Но теперь, полагает Путин, систему можно реформировать. По его мнению, кандидатов в губернаторы должны выдвигать партии, избранные в заксобрания, затем их будет оценивать президент, а потом кандидатуры будут выноситься на прямое голосование граждан региона. «Разумеется, у президента должно остаться право отправлять губернатора в отставку», — заметил Путин. Такая же идея у премьера была и по отношению к формированию Совета федерации. Путин предложил, чтобы президент «фильтровал» кандидатов, предложенных победившей партией, а потом они бы выносились на всенародное голосование.
После «прямой линии», отвечая на вопросы журналистов, Путин признался, что готового законопроекта на эту тему еще нет, но при этом новая система может заработать уже в 2012 году.
Сразу несколько вопросов были посвящены кадровым мерам. Военный корреспондент Виктор Баранец в довольно жесткой форме требовал увольнения министров обороны, здравоохранения и экономики.
«Вас, видимо, Рошаль подговорил, у него тоже есть претензии к некоторым министрам», — начал в ответ шутить Путин.
После чего дал понять, что пока не считает нужными показательные отставки. «Это люди квалифицированные», — вступился премьер в защиту Татьяны Голиковой и Анатолия Сердюкова. «Недопустимо устраивать кадровую чехарду. У нас такой опыт был в прошлые годы. И я знаю, чем это закончится. Стоит одного руководителя заменить, и полгода ведомство не работает», — объяснил свои кадровые принципы премьер.
Еще один вопрос задал житель Владивостока в ходе прямого включения. Он прямо призывал к увольнению губернатора Сергея Дарькина, «набившего карманы». «Я учту это в своей будущей работе», — неопределенно ответил Путин.
За время «прямой линии» Путин упомянул фамилию Дмитрия Медведева только один раз, в нейтральном контексте, комментируя идею Евразийского союза. Но довольно двусмысленно Путин прокомментировал инициированную действующим президентом реформу МВД. Студентка академии МЧС в своем вопросе заметила, что реформа МВД была проведена поверхностно и формально и свелась только к переименованию милиции в полицию. «Я не занимался этой частью, реформой МВД», — сразу отбил вопрос от себя глава правительства. «Что является положительным, так это повышение денежного довольствия», — в то же время похвалил реформу Путин. «В любой структуре есть разные люди, это часть нашего общества, есть те, кто достойны, есть те, кто недостойны», — заметил он.
Еще один вопрос о другой реформе Медведева — об отмене зимнего времени — Путин и вовсе оставил без ответа. Жительница Башкирии в ходе «прямой линии» жаловалась, что в результате отмены зимнего времени нарушились биологические часы. Вопросов об этом пришло очень много, констатировал Путин и пообещал передать, кому следует, а также подумать, что делать дальше.
Комментируя международные вопросы, Путин заочно ответил сенатору американского конгресса Джону Маккейну, который предрек российскому политику судьбу Муамара Каддафи. «Господин Маккейн воевал во Вьетнаме, на его руках достаточно крови мирных граждан», — заметил Путин.
«Вообще, это не в отношении меня сказано. Это сказано в отношении России. Россию хотят некоторые подвинуть куда-нибудь в стороночку, так, чтобы она не мешалась и не мешала господствовать на земном шаре, — сообщил Путин. — До сих пор боятся нашего ядерного потенциала, поэтому она в поле зрения, внимания и поэтому она такой раздражитель. Потом, у нас свое мнение есть, мы проводим независимую внешнюю политику и, надеюсь, будем проводить ее в будущем. Это, конечно, кому-то мешает, во-первых».
Этим его критика американского руководства не ограничилась. Отвечая на вопрос, почему у России все враги и нет союзников, премьер сказал, что у США их на самом деле тоже нет. «То, что я сейчас вижу, и то, о чем я говорил в Мюнхене, — это не союзничество. Мне иногда кажется, что Америке не нужны союзники, им нужны вассалы. Но мы хотим и будем выстраивать отношения со Штатами, — заявил он. — Вот приняли решение по Афганистану, ну кто-нибудь посоветовался с союзниками о том, что нужно делать в Афганистане? Хрена с два!» Заметным стал также призыв Путина к гражданам с российскими паспортами, работающими на деньги Запада. «С ними тоже будем стараться наладить контакт. Что можно сказать в конце, идите ко мне, бандерлоги», — натужно улыбнувшись пробасил он.
Ограничение свободы слова в интернете, с помощью которого организуются акции протеста, Путин счел нецелесообразным: «И технологически сложно, и политически неправильно». Он назвал сеть «средой очень свободной, в высшей степени демократической». «Если власти не нравится, что происходит в интернете, есть один способ — на той же интернетной площадке предлагать другие варианты и подходы к решению проблем, которые обсуждаются в интернете», — предложил премьер.
Путин прокомментировал инцидент в «Олимпийском», произошедший во время боя Федора Емельяненко и Джеффа Монсона. «Кому же все-таки свистели в «Олимпийском?» — интересовался анонимный пользователь.
Путин предположил, что этот свист вполне мог быть ему адресован, так как «физиономия моя вызвала некоторое недовольство постоянным появлением на экранах».
«Я пришел, чтобы посмотреть бой человека, которого очень уважаю... Я когда начал говорить, действительно, какой-то шум был в секторе... никакого свиста я не слышал. И вообще непонятно, чем вызван был этот шум, — рассказывал он. — Вторая — это недовольство Монсоном, третья возможность, что были недовольны самим боем. Некоторые посчитали, что это фальсифицированный бой».
Телеведущий Владимир Соловьев решил поговорить с премьером о коррупции, он назвал борьбу с этим явлением «национальной забавой» и спросил, «когда начнутся посадки». Путин ответил, что к нему «обращались разные люди». Он признал, что коррупция есть на всех уровнях — муниципальном, региональном, в правительстве и Госдуме, СМИ, системе образования и здравоохранения. «Это беда всего нашего общества», — считает премьер. Но он уверен, что не нужно пытаться кого-то «уконтропупить». «Четыре с лишним тысячи уголовных дел, триста дошли до суда, десятки осужденных, — приводил он статистику. — Есть примеры, когда губернаторов в тюрьму сажают, замминистра сажают. Это вопрос качества работы правоохранительных органов». Тем не менее один из зрителей все равно пожаловался, что «из системы управления государством ушел страх». «Страх не самый лучший инструмент, как и рабский труд не самый производительный труд в мире», — ответил Путин. |