Власть, университеты и бизнес должны заняться модернизацией профессионального образования в России, заявил губернатор Томской области Виктор Кресс накануне в своем выступлении на совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии при президенте по модернизации и развитию экономики России.
Томский губернатор отметил весьма успешное развитие системы высшего образования. С его слов, даже в условиях кризиса, когда российский внутренний валовой продукт сократился почти на 8%, расходы на образование, особенно высшее, в стране постоянно росли. При этом Виктор Кресс заявил, что «начальное и среднее профессиональное образование не могут быть удостоены аналогичной оценки», они не ориентированы на инновационную экономику.
Говоря о проблемах начального и среднего профессионального образования, Виктор Кресс выделил две тенденции, характерные для большинства российских регионов. Первая — передача с федерального на региональный уровень текущего финансирования учреждений начального и среднего профобразования кардинально не изменила ситуацию в системе. Вторая тенденция — начальное и среднее профессиональное образование стали не престижными в обществе.
«Отправляют учиться в учреждения системы начального профессионального образования детей из неблагополучных семей, дабы занять время либо до армии, либо до замужества, — сказал Виктор Кресс. — Многие не считают, что в этих учреждениях можно получить профессию. Как следствие: снижение числа обучающихся (об этом свидетельствует статистика, предложенная к совещанию), вымывание молодых и качественных преподавателей, пустые и обветшалые здания НПО и СПО. Учим механизаторов на технике, которой 50 лет назад осваивали целину».
В качестве предложений по модернизации системы начального и среднего профобразования Кресс предложил продолжить реализацию нацпроекта «Образование»; нормативно-правовую базу по вузам (создание малых предприятий, частно-государственное партнерство, договоры с госкорпорациями и бизнесом) перенести в НПО и СПО. Кроме того, Виктор Кресс предложил объединить университеты с колледжами и техникумами через идею прикладного бакалавриата, где 50 % обучения занимает производственная практика.
Томский губернатор также выдвинул идею объявить федеральный конкурс на лучшую региональную программу по модернизации системы профтехобразования. |