На открытии IX Сибирского форума образования начальник департамента общего образования Леонид Глок представил концепцию стратегии развития общего образования Томской области до 2020 года, сообщает корреспондент НИА Томск.
«Задача… в том, чтобы каждый выпускник каждой школы был конкурентоспособным как на рынке профессионального образования, так и в будущем в своей жизни. Именно на это направлен комплекс модернизационных мероприятий, принятый в рамках национальной инициативы «Наша новая школа» до 2020 года», — сказал Леонид Глок.
Глава департамента общего образования выделил четыре основных приоритетных направления развития средней школы.
Во-первых, необходимо «через компетентностный подход стремиться к новому качеству образования». Сегодня система образования слабо ориентирована на потребности инновационной экономики: нет механизмов формирования гражданского заказа на образование, структура профилей не соответствует профилям инновационной экономики (ТВЗ, НОК и других), средняя школа крайне неэффективно использует возможности дистанционных форм обучения. Стратегическая цель – переориентировать образовательные программы на развитие навыков и способностей (компетенций), востребованных обществом в долгосрочной перспективе. Для этого в регионе необходимо развивать направления «предшкола» и «одаренные дети», а также сетевые образовательные программы (дополнительное образование, более тесно сотрудничать с томскими вузами и инновационным бизнесом). Кроме того, глава департамента декларирует развитие системы оценки качества (РСОКО).
Во-вторых, считает Глок, необходимо через развитие инфраструктуры образовательных учреждений добиться улучшения здоровья детей. Сегодня в финансировании расходов на инфраструктуру нет стабильности, а на конкурсной основе распределяется лишь незначительная доля бюджетных средств. Кроме того, нет понятных механизмов финансовой поддержки лидеров образования. По мнению эксперта, оздоровить ситуацию может развитие конкурентной среды. Для реализации этого приоритета нужно расширять многообразие образовательных учреждений, ликвидировать «ветхие» за счет капремонта и нового строительства, а также работать над их технологической модернизацией.
В качестве третьего приоритета Леонид Глок назвал экономическую самостоятельность учреждений, которые сегодня нерационально используют даже имеющиеся ресурсы. Не идут на пользу системе и большие различия нормативов финансирования школ в городе и на селе. На «стимулирование за результат» не хватает средств, принцип «деньги за эффективность» работает плохо, фактически заморожен негосударственный сектор образования. По мнению Глока, экономического благополучия школ и других учебных заведений может достичь при стабильной системе стимулирования за результат, эффективности расходов, конкуренции и развитии негосударственного сектора образования.
Кроме того, по мнению Глока, необходимо повышать статус учителя, помогая ему развиваться профессионально, повышать привлекательность профессии. Сегодня реальные изменения профессиональных компетенций учителей слабо связаны с системными изменениями в образовании. Многие учителя критически и негативно относится к инновациям (ЕГЭ), педагоги не готовы к внешней оценке своего труда, а оценка достижений (аттестация кадров, аккредитация ОУ) часто бывает формальной. Стратегическая цель, по мнению Глока — развитие мобильности и профессионализма педагогов и чиновников от образования.
По мнению Леонида Глока, поэтапная реализация четырех основных направлений концепции позволит завершить переход средней школы на новые стандарты.
|