Несколько часов назад в бразильском порту Форталеза финишировала российская уникальная парусная экспедиция «Через океаны с Energy Diet», сообщил НИА Томск участник «кругосветки» Евгений Ковалевский.
Экспедиция сибиряков под руководством новосибирца Анатолия Кулика с участием томского ученого и путешественника Евгения Ковалевского продолжалась почти пять месяцев. Команда впервые в истории мирового мореплавания прошла марафонский маршрут длиной около 12 тысяч километров на надувном разборном паруснике, в том числе 6 тысяч километров – полностью автономный переход через Атлантический океан за сто дней.
Сегодня это путешествие закончилось успешно, и будет претендовать на рекорд в книге Гиннеса. Экспедиция вызвала большой резонанс, благодаря чему команда находила поддержку и помощь, зачастую бескорыстную. Пресса Сейшел, Маврикия, Мадагаскара, Южной Африки, Намибии и Бразилии рассказывала о русских мореплавателях.
За время путешествия экипаж российского тримарана преодолел огромное количество крупных и мелких непредвиденных трудностей, которые неизбежно возникают у всех, кто прокладывает новые маршруты. Трудности начались еще до старта: правительство Сейшельских островов в связи с угрозой со стороны Сомалийских пиратов наложило запрет на выход из портов архипелага. На острове Маврикий, куда была перенесена точка старта, бюрократические хлопоты по получению судна из таможни отняли две недели.
Фиберглассовые элементы каркаса, хорошо показавшие себя во время испытаний на Обском водохранилище, не выдержали океанских нагрузок. Они начали ломаться один за другим, и команда ремонтировала судно на плаву, борясь со стихией и морской болезнью. Два раза выходило из строя рулевое управление. Южноафриканские шторма с волнами до семи метров и ветер 50 узлов (25 метров в секунду), который местные моряки называют «Дыхание Дьявола» в гавани Кейптауна проверяли на прочность судно и команду.
Акулы cookie-cutter несколько раз прокусывали надувные баллоны тримарана, принимая его за морского обитателя. Это было серьезной угрозой, ведь каждый прокус приводил к набору воды внутрь надувных элементов, а ремонтировать пробоины ниже ватерлинии приходилось, ныряя за борт. В завершение плавания пришлось устранять пробоину, появившуюся вследствие истирания ткани баллона об элемент каркаса. И уже на финишном отрезке ударила 50-градусная жара, а на смену ей контрастом — шквалы и грозы. Все это с честью выдержали сибирские путешественники, продемонстрировав высокий профессионализм, мужество и волю. Южноафриканские яхтсмены дали российскому тримарану второе название – «Flying machine» (Летающая машина).
Напомним, путешествие на надувном парусном тримаране по Индийскому и Атлантическому океану (Сейшелы — Кейптаун — Бразилия) заявлено в международную Книгу Рекордов Гиннеса, как самый продолжительный непрерывный переход на таком судне в истории мореплавания. Первоначально сроки экспедиции планировались с октября 2010 по январь 2011 года.
Во время путешествия томич Евгений Ковалевский помимо снаряжения и личных вещей использовал две разработки ученых Томского научного центра: прибор для зондирования атмосферы (ИОА СО РАН) и обеззараживающие салфетки из наноматериалов (ИФПМ СО РАН, СибГМУ).
На фото: Два капитана — Анатолий Кулик и Евгений Ковалевский.
|