НИА-Томск Томск
Сегодня: понедельник, 25 ноября 2024 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Муниципалитеты | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 




POGODAVTOMSKE.RU - сайт о погоде в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru










Наука и образование


«Российская газета»: ОЭЗ должны действовать вдвое дольше, чем сейчас

НИА-Томск

29.03.2011 14:24

Продление режима особых экономических зон даст России дополнительное преимущество в глобальной конкурентной борьбе на международных рынках за прямые иностранные инвестиции и технологии. Материал об этом опубликовала сегодня «Российская газета»:

На недавнем совещании по теме инновационного развития в регионах председатель правительства России предложил продлить сроки действия технико-внедренческих зон. По словам Владимира Путина, в них реализуются проекты «с очень большим горизонтом», и продление сроков действия ОЭЗ усилит инвестиционные гарантии крупным компаниям-резидентам.

А министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила создать сеть региональных особых экономических зон без вложения средств федерального бюджета, только на средства субъекта Федерации и частных инвесторов, с распространением на них федеральных льгот и преференций, что, по ее мнению, дало бы импульс для развития ОЭЗ. По ее словам, ОЭЗ могут так и остаться «точечным механизмом», если их не масштабировать. В связи с этим она предложила «активно привлекать профессиональные управляющие компании к управлению особыми экономическими зонами, а также создать сеть региональных особых экономических зон».

Еще одно предложение министра — предоставить статус резидентов особых экономических зон сервисным компаниям, работающим в этих зонах и по действующему законодательству не имеющим права становиться резидентами, а также малым компаниям, которые по действующим нормативам не удовлетворяют требованиям, выдвигаемым для резидентов.

Почему власти решили активно продвигать ОЭЗ? Потому что особые экономические зоны — это не только инструмент модернизации экономики, но и один из механизмов ГЧП, который уже доказал свою эффективность.

В Управляющей компании «Особые экономические зоны» отмечают, что ОЭЗ, как механизм государственно-частного партнерства, преобразуют инфраструктурный ландшафт страны. В каждой из 24 особых экономических зон УК «ОЭЗ» создает плотную сеть современной инфраструктуры — инженерной, транспортной, коммунальной. А затем уже частные инвесторы в режиме налогового, таможенного и административного благоприятствования разрабатывают на основе инфраструктуры ОЭЗ новые технологии, производят и выводят на рынок конкурентоспособную продукцию. Представители УК «ОЭЗ» называют этот алгоритм развития «двойным инфраструктурным рычагом». Эффективность инфраструктуры и создаваемого на ее основе бизнеса очевидна: на сегодняшний день соотношение «государственные деньги — деньги инвесторов» в ОЭЗ достигло один к пяти. Это очень высокий показатель. Налицо качественный рост.

Зачем же продлевать срок действия ОЭЗ, если он и так солидный — 20 лет? Как объясняют в УК «ОЭЗ», на подготовку площадок в особой экономической зоне, проектирование и строительство инфраструктурных объектов, R&D-центров и заводов понадобится не менее 10 лет. Пять лет из них уже прошли. Но, как показывает мировой опыт, продуктивное влияние ОЭЗ на экономику и социальную сферу в масштабе всей страны даст о себе знать не менее чем через 15 лет. А некоторые государства идут к этому 20 лет и более.

Кроме того, увеличение срока действия ОЭЗ, а значит, налоговых и таможенных преференций для инвесторов позволит повысить рентабельность и снизить срок окупаемости крупных проектов. Это бонус для резидентов ОЭЗ и тех игроков, кто пока еще только присматривается к России.

Плюс ко всему продление режима особых экономических зон даст России дополнительное преимущество в глобальной конкурентной борьбе на международных рынках за прямые иностранные инвестиции и технологии. И, наконец, ОЭЗ — это не просто территории, застроенные научными и производственными объектами. На базе особых экономических зон формируются кластеры, цепочки технопромышленной кооперации, в том числе международной. Фактически речь идет о том, что ОЭЗ должны превратиться в своеобразные фабрики фабрик, технологий и сложных высокотехнологических продуктов. И это не перспективы отдаленного будущего, а реалии сегодняшнего дня — процесс уже идет.

На какой же срок имеет смысл продлевать время работы ОЭЗ? Первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская считает, что еще лет на 15-20, то есть до 35-40 лет. Продление сроков действия особых экономических зон технико-внедренческого типа в России, по ее мнению, выгодно компаниям, реализующим в них крупные инвестиционные проекты. Решение о создании в Томске ОЭЗ технико-внедренческого типа было принято в 2005 году, то есть, по действующему ныне закону, ее действие завершится в 2025 году. Увеличение срока действия особых зон с 20 до 35 — 40 лет, по мнению Козловской, улучшит инвестиционный климат в инновационном секторе экономики. Что касается Томска, то такое продление благотворно скажется и на развитии томского аэропорта. Поскольку пункт пропуска и международные полеты открыты только на время действия проекта особой экономической зоны.

Особые экономические зоны как действенный механизм государственно-частного партнерства регионы уже оценили и, по данным руководства УК «ОЭЗ», рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон. Сейчас находятся несколько заявок от регионов на создание новых особых экономических зон, и они проходят экспертизу в Управляющей компании и в Министерстве экономического развития РФ. Как только заявки будут рассмотрены и одобрены, можно ожидать создания новых особых экономических зон.

По сути, речь идет о «масштабировании» проекта ОЭЗ, для чего созданы все необходимые условия: законодательная база, управляющая компания и интерес инвесторов к развитию проектов в формате особой экономической зоны.

По данным УК «ОЭЗ», сейчас объем заявленных инвестиций инвесторов в 5 раз превышает средства, потраченные государством на развитие инфраструктуры зон.

Опубликовано в РБГ (Государственно-частное партнерство) N793 от 29 марта 2011 г.


При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта