Федеральная антимонопольная служба России начинает комплексную проверку нефтяных компаний в связи с дефицитом дизельного топлива в регионах и ростом цен на заправках, сообщает официальный портал ведомства.
Проверки пройдут в более чем двадцати субъектах Российской Федерации. Сотрудники ФАС займутся выявлением фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением компаний на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов внутри страны.
Совместно с территориальными управлениями антимонопольное ведомство проверит объекты вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), нефтеперерабатывающие заводы, а также независимые автозаправочные станции по фактам создания дефицита и резкого повышения цен на моторное топливо. В частности, ФАС России запросит у ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Альянс», ОАО АНК «Башнефть» объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ.
В случае выявления фактов создания искусственного дефицита и необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России возбудят дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
В понедельник состоялось совещание руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) с представителями Российского топливного союза (РТС).
«Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива», — заявил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Ситуация осложняется тем, что в Центральном Федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы, а в Сибирском Федеральном округе предстоят ремонты в мае.
Руководители топливных союзов и ассоциаций обозначили основные проблемы на региональных рынках нефтепродуктов. Главная проблема связана с несоразмерным снижением цен на оптовом и розничном сегментах.
«Если крупные игроки такие, как «Роснефть», «Газпромнефть» и другие, снижают розничную цену на 5 рублей, то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 рубля. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит», — рассказал президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.
Согласно представленным данным участниками совещания, вертикально-интегированные нефтяные компании (ВИНК) создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства.
«Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», — сказал руководитель ведомства.
|