НИА-Томск Томск
Сегодня: четверг, 25 апреля 2024 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 


Погода в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru










Общество


Телефон доверия: о чем думают дети

НИА-Томск

01.06.2011 16:21

1 июня, в День защиты детей, «детские телефоны доверия» появятся во всех муниципальных образованиях Томской области.

Всероссийский эксперимент, который начался 1 сентября прошлого года с появлением единого номера доверия 8-800-2000-122, заслужил право на жизнь и теперь дойдет до самых отдаленных уголков регионов. В Томской области координатором создания централизованной сети психологической помощи детям и подросткам стал департамент по вопросам семьи и детей – структурное подразделение региональной власти.

Что изменится в связи с этим? Этот вопрос мы задали людям, которые впервые создали в Томской области сеть телефонов доверия для подростков в середине 90-х годов, не пережившую российский экономический кризис конца «нулевых».

А поговорить?

Вспоминает Елена Скавинская, бывший руководитель медико-психологической службы «КРУГ», а ныне – преподаватель факультета психологии Томского госуниверситета:

– Тогда, в 1993 году, это был прецедент. Одним из учредителей нашей службы стал НИИ психического здоровья, а вторым – образовательное учреждение дополнительного образования Томский Хобби-центр. Два умных руководителя сами по себе решили, что телефон доверия — хорошая и очень полезная мировая практика, которая может помочь решить многие проблемы нашего общества. Здесь и профилактика, и коррекция, и психологическая помощь, и даже помощь при кризисе. Служба была создана для подростков, имея в виду их переходный возраст с присущей ему замкнутостью и некоммуникабельностью, хотя такое же состояние в тот момент, пожалуй, переживала вся страна. Так и получилось: звонили все, включая бабулек с их бытовыми проблемами, жалобами на жизнь и желанием просто поговорить и заканчивая мужчинами на грани суицида, у которых что-то там не сложилось. Что изменилось в нашем обществе с тех пор? Думаю – мало что, также нарастает напряженность, которая в первую очередь имеет именно психологические корни – время перемен вносит переживания и дополнительный дискомфорт. Причем если для Запада, где-нибудь в Америке, это было ноу-хау – поговорить с кем-то, замечательная придумка, то для нас – телефон доверия очень органично совпал с исконно российскими традициями и потребностями.
И самый главный вывод, в таких службах должны работать люди, имеющие специальную подготовку. Работа с обращениями несовершеннолетних требует от консультантов тщательной подготовки. Они должны уметь завоевать доверие ребенка, вызвав его на откровенный разговор и оказав своевременную психологическую поддержку. Понятно, что чем-то реально помочь человеку — это один вариант решения проблемы, который зачастую невозможен в ситуациях с нашими клиентами. Но ведь можно постараться улучшить его состояние, попытаться проанализировать ситуацию кризиса, в конце концов дать выговориться, чтобы он почувствовал себя неодиноким. Звонят же как: я один, никто меня не слышит, не понимает. Психолог отвечает: а я? Мы же сейчас с вами, давайте говорить. У нас были звонки с разговорами по шесть часов и больше. Ведь самая главная задача с суицидентом — удержать его здесь, хоть чем. Неважно – о птичках, о жизни, о легком, о чем он захочет поговорить – держать, держать…

Борис Чернов, руководитель Томской областной детской общественной организации «Хобби-центр», с 2011 года – директор детского дома «Орлиное гнездо»:

– В мировой практике существуют разные подходы к организации телефонов доверия. За рубежом в свое время этим начинали заниматься священники, когда получили развитие телефонные сети. Потом появились волонтеры – обычные коммуникабельные люди, испытывающие тягу к общественной работе. Мы создавали телефон доверия как посредника в разрешении конфликтов ребенка дома с родителями, среди сверстников и с учителями. Считаю, что мы в Томске тогда выбрали правильный путь – создание централизованной службы с общей методологической основой и базовыми подходами, алгоритмами, профессиональной подготовкой персонала. А с другой стороны, это была сеть, развернутая на местах, потому что своя специфика и понимание местных особенностей или даже бытовых нюансов каждой местности также имеет в работе с людьми огромное значение. Тем более, если речь идет о кризисной ситуации, когда нужно найти правильный подход, нужные интонации и даже специфические местные слова – сразу же, чтобы тебе поверили и захотели с тобой разговаривать вместо самых страшных опрометчивых решений. Любая ошибка или неточность может привести к непоправимым и трагическим последствиям. Думаю, что принцип вновь создаваемой системы телефонов доверия в Томской области имеет такую же четкую структуру, подходы к которой нарабатывались ранее. Горизонтальные и вертикальные связи – как рукопожатие – образуют работоспособную и прочную систему. Это хорошо и правильно, поэтому специалистам областного департамента по вопросам семьи и детства нужно пожелать удачи, они на правильном пути.

Секретная служба

На этом упоминание имен, так же как и «явок» с «паролями» следует закончить. Как пояснили специалисты областной службы, которая курирует действующие и создаваемые телефоны доверия, главное условие их работы – полная и абсолютная анонимность, а также закрытость данных не только самих операторов и мест их дислокации, но и их абонентов. Огласке подлежат только номера телефонов доверия и ничего больше того.

Действуют они в подчинении различных ведомств, на территории различных учреждений. А потому даже общей информации о количестве обращений или их тематике нет. Исключение составил лишь общероссийский единый номер детского телефона доверия 8-800-2000-122, звонки по которому принимают несколько операторов в Томске и четырех районах области.

Количество обращений за 6 месяцев – 2194, из них: обращений детей и подростков – 738, обращений родителей детей и подростков – 145, обращений иных граждан – 1246.

Основные темы обращений: детско-родительские отношения – 217, отношения ребенка со сверстниками – 145, жестокое обращение с ребенком в среде сверстников – 31, жестокое обращение с ребенком вне семьи – 14, суицид – 11, сексуальное насилие в отношении ребенка – 5.

Ну и, наконец, необходимо сообщить номера детских телефонов доверия, сегодня в Томской области их действует 14. Единый общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122, Шегарский район: 2-11-33, Кожевниковский район: 2-19-13, Чаинский район: 2-13-50, Каргасокский район: 2-40-48, Колпашевский район: 4-20-42, 5-10-00, Парабельский район: 2-10-11, Северск: 99-66-66, Стрежевой: 5-61-21, Кривошеинский район: 3-44-44, Верхнекетский район: 2-16-63, Асиновский район: 3-06-77, Томск: 25-66-59, 41-19-99, Первомайский район: 2-26-01.

Широта души

Специалист департамента по вопросам семьи и детства рассказала одну из самых безобидных историй звонков на телефон доверия. В Кожевникове позвонил ребенок и спрашивает, что делать, мамы нет, где-то задержалась, а я хочу кушать. И вот, телефонный консультант буквально руководил действиями ребенка, чтобы он организовал себе еду. И до прихода мамы буквально «пас» малыша. Начиная с вопроса — а у тебя хорошо закрыта дверь, затем — что у тебя есть в холодильнике… И так далее. Вот так и помог, а продолжалось это в течение нескольких часов.

На самом деле по этим телефонам звонят не только дети. И даже чаще – не дети. Поэтому такие службы, исходя из повседневной практики, следует называть телефоном психологической помощи и поддержки населения. Это телефоны, по которым оказывают помощь любому человеку, оказавшемуся в какой-то критической или кризисной ситуации. И взрослым и детям. Потому что консультант телефона доверия имеет свой профессиональный кодекс чести и чувствует себя обязанным придти на помощь любому, кто бы к нему ни обратился. Даже если это психически больной человек или кто-то просто не совсем адекватно ведет себя.

С одной стороны, вопросы семьи, детства, родительства – эта чуть ли не самая важная и обширная область человеческих взаимоотношений и проблем. Но не вся. Поэтому консультанты службы готовы к любой ситуации и держат под рукой все телефоны и адреса справочных служб, могут проинформировать обратившегося, куда можно и следует обратиться за дальнейшей помощью.

Телефон доверия – самая доступная инстанция, куда можно обратиться, не выходя из дома, не выбирая время и настроение. Особенно важно это для инвалидов или одиноких пенсионеров. К примеру, в Северске операторы телефона доверия очень много работают именно с этой категорией людей. А после разговоров «по душам» с ними дадут совет – пойти в специальные клубы, на встречи для пенсионеров.

Получается, что телефон доверия становится проводником других социальных услуг. В зависимости от запросов населения на телефонах выделяется время для медиков, специалистов другого профиля. Иногда доходит до смешного, но в службе уже привыкли ко всему. Например, с приближением лета начинаются звонки, почему отключили горячую воду и когда она снова появится.

Суицидент, сексуальное насилие, ребенок один дома, потом девушка с любовью, юноша с шантажом: всем людям надо помогать, нельзя оставлять в беде, со своими проблемами без помощи. Психологическая помощь сегодня – самая доступная, а иногда и единственно возможная.

И самое главное

Уважаемые взрослые! Если вы видите плачущего ребенка, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, ребенка без взрослого поздно вечером или в опасных условиях: рядом с водоёмом, вблизи оживлённой трассы, если вы увидели, как кто-то привлекает ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, ребенка с последствиями жестокого физического наказания: побои, синяки, ожоги или одетого очень легко в холодное время, Если вы видите, что ребёнок нуждается в вашей помощи, не проходите мимо! И позвоните на Всероссийский детский телефон доверия (бесплатный): 8-800-2000-122.

Анатолий Буров


При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта