Остановка прокуратурой строительства «Супервостока» уже в 2023 году приведет к ликвидации строительной отрасли в Томской области, банкротству нескольких крупных предприятий-налогоплательщиков, росту безработицы, дефицита городского и областного бюджета, сокращению жилья в Томске и росту цен на него.
О проблемах строительного комплекса региона говорили участники расширенного заседания Совета Законодательной Думы Томской области, обращаясь к областному прокурору Александру Семенову, которому заместитель генерального прокурора РФ Дмитрий Демешин поручил остановить строительство жилого комплекса «Супервосток» в Томске.
Комментируя обращение прокуратуры о недостаточном обеспечении города социальной инфраструктурой, исполняющий обязанности мэра Томска Михаил Ратнер поблагодарил Томскую домостроительную компанию, которая взялась за выполнение этой задачи.
«За последние полтора года у нас построено восемь детских садов на 1400 мест, завершается строительство школы на 1100 мест на улице Демьяна Бедного. Все эти объекты расположены в восточной части города. Подрядчиком выступила ТДСК, и я хочу здесь дать ей абсолютно позитивные оценки. Потому что за полтора года построить восемь объектов, других подрядчиков, способных на это, мы сегодня, к сожалению, не видим», – сказал Михаил Ратнер.
Градоначальник также напомнил, что за последние годы в Томске практически одновременно перестали существовать сразу несколько крупных строительных компаний, включая ТПСК и «Томлесстрой». Произошло это из-за банкротства и после уголовных дел в отношении руководителей предприятий. Они оставили после себя не только долги, но и порядка 600 тысяч квадратных метров недостроенного жилья.
«Сегодня в городе работает несколько разных компаний, в том числе и иногородние. Строится разного типа жилье, у потребителя есть возможность голосовать рублем, какое жилье ему выгоднее, комфортнее. Но крупных предприятий в Томске сегодня считанное количество. Поэтому строительством социальных объектов в городе занималась только одна компания. Иных желающих в силу конкурентных процедур мы просто не нашли. К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда подрядчики отказываются работать по муниципальным контрактам из-за жестких сроков, низких расценок, из-за повышенного внимания различных контролирующих органов. Таковы реалии сегодняшнего строительного рынка», – отметил Михаил Ратнер.
Исполняющий обязанности мэра рассказал, что город Томск сегодня очень ограничен в земельных ресурсах для строительства жилья. Однако и эти немногочисленные участки встречают сопротивление, как это происходит на «Супервостоке» со стороны нескольких десятков живущих рядом жителей частного сектора.
«Если так дальше пойдет, то о строительстве многоквартирных домов в городской черте можно будет просто забыть. Ведь у нас почти везде есть частный сектор. Получается какой-то замкнутый круг. А урбанизацию в городе не остановить, об этом, кстати, сказал и Дмитрий Юрьевич Демешин, общаясь с жителями улицы Пришвина», – напомнил городской глава, предложив оценить, насколько объективны эти протесты и кем могут быть ангажированы.
О необходимости поддержки томский строителей говорил мэр Северска Николай Диденко. В отличие от Томска, в ЗАТО заранее начали готовиться к удовлетворению растущего спроса на жилищное строительство. В Северске провели оценку потенциала городских территорий исходя из потребности жителей в 290 тысяч квадратных метров жилья. Уже в следующем году в ЗАТО сформируют реестр земельных участков на 10 лет вперед, чтобы строители могли планировать свою работу, а муниципальные власти – развивать социальную и транспортную инфраструктуру.
«Раньше строители были в почете и все им помогали. В Северске половина почетных жителей города – строители. Сегодня мы слышим только негатив, это же ненормально. Значит, что-то не так у нас в обществе. Мы занимаемся сегодня строителями? Нет. Они все решают сами. Мы должны создать им условия для развития. Основные наши застройщики должны видеть перспективу по земельным участкам на 7-10 лет для развития производственной базы, применения новых технологий, сохранения коллективов», – напомнил Николай Диденко.
Также по его словам нужно решать и проблему с высокой ценой земли и технического присоединения к сетям. Сегодня строители вынуждены перекладывать эти большие затраты на покупателей строящегося жилья
«Да, конкуренция нужна. Да, могут придти новые люди. Но, поверьте, никакие другие строители не решат социальные задачи, решат только местные. Тут нужны базы и еще раз базы. Разве придут с помощью? Они приходят зарабатывать деньги. Вырвали, бросили, забыли и уехали. А мы свое развалили. Что дальше?», – считает мэр Северска.
Серьезной проблемой он назвал также своевременное принятие нормативных документов Томской области, их актуализацию и изменение в соответствии с федеральными законами.
«Мы можем сделать работы, но не можем закрыть контракты, потому что их цену надо увеличивать. Поэтому и не можем отчитаться за национальные проекты.
И по развитию инфраструктуры нужно решать все вовремя, а не только предъявлять претензии. Иначе мы провалим национальные проекты. А мы их провалим. Мы не решим вопросы по жилищному строительству и не сможем улучшать комфортность проживания. Строительство это индикатор, сгусток всего, оно тянет за собой всё. Если будет нормально строительство развиваться, поверьте, будет и все остальное», – сказал Николай Диденко.
Свою оценку ситуации дал и президент союза строителей Томской области Сергей Звонарев. Он рассказал, что сегодня в регионе есть около 600 предприятий, которые могут работать на строительном рынке. Из них порядка 20 организаций способны заключать контракты на сумму более 3 млрд рублей. Есть два завода, производящих сборный железобетон, а несколько лет назад таких заводов в Томске было шесть. Есть два кирпичных завода, а четыре года назад было пять. Значительно сократилась и подготовка кадров для строительной отрасли. Из четырех профтехучилищ в урезанном виде осталось только ГПТУ-27 в составе томского коммунально-строительного техникума. Есть 144 отдельные архитектурные мастерские, но они могут выполнять только небольшие проекты.
«Нормальный полноценный проектный институт мы имеем только в ТДСК. А если мы начнем выполнять требования прокуратуры по «Супервостоку», то сегодня домостроительная компания, в которой работает три тысячи человек, останется без работы», – заявил президент союза строителей.
Поддержала коллег и генеральный директор ГК «Карьероуправление» Екатерина Собканюк.
«Я, конечно, присоединюсь к Сергею Викторовичу по компании ТДСК. Я не могу не сказать, что это будет очень неправильное решение. Я согласна, что с жителями надо работать, но видимо надо что-то менять в наших подходах к жителям. Но дать упасть этой компании, это равнозначно тому, что погубить строительную отрасль региона. Поверьте мне. И я согласна с Николаем Васильевичем, что все строители, которые пришли с Новосибирска, с Кемерова или откуда они ни придут, их задача – заработать деньги. Обратите внимание на отчетность строительных предприятий, сегодня она абсолютно публична и прозрачна, кто и сколько платит налогов. Поэтому не надо питать эти иллюзии», – сказала Екатерина Собканюк.
Руководитель второй крупной строительной компании региона рассказала также и о дополнительных финансовых проблемах, которые создают многомесячные и постоянные проверки прокуратуры.
«Прежде чем сдать в эксплуатацию шесть домов, мы вложили около миллиарда рублей в инфраструктуру. Мы не против, чтобы нас проверяли, но на стадии, когда мы заходим, а не на стадии, когда строится масса домов. Одни из домов мы не могли сдать в эксплуатацию и заселить полгода, потому у нас была изъята документация, в том числе технические паспорта. Люди лишних полгода платили ипотеку. Я считаю, что так быть не должно, это неправильно», – считает Екатерина Собканюк
Также она высказала недоумение в связи с тем, что сроки госконтрактов всегда значительно меньше нормативных сроков строительства. А эти сроки рассчитаны в соответствии с совокупностью технологических процессов. В результате сроки госконтрактов заведомо должны быть нарушены. То же самое произошло и при строительстве школы в Москве у крупнейшего застройщика в стране – компании «Пик», которую мэр Москвы Сергей Собянин в сердцах даже пообещал выдворить из столицы. Поэтому, по мнению Екатерины Собканюк, надо всегда разбираться в причинах и помогать строителям.
Председатель комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию Законодательной Думы Томской области Сергей Автомонов напомнил, что в ближайшее время на левобережье Томи напротив Томска будут жить порядка 30 тысяч человек. Это численность жителей среднероссийского города, однако транспортная доступность к этой территории уже сегодня значительно ограничена и приводит к пробкам на федеральной автотрассе.
Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская отметила, что в регионе действительно есть масса проблем, которые сегодня не решаются, и прежде всего на территории города Томска. И самая главная из них, которая непонятно, как будет решаться, это отсутствие необходимых средств в областном и муниципальном бюджетах. При этом есть федеральные программы, которые обладают серьезными ресурсами, но по непонятным причинам долгое время регион в них не участвовал. Также, по ее словам, проблемы бюджетов могут еще более усугубиться при остановке строительства предприятиями ТДСК.
«Мы находимся в зоне риска. Со следующего года можем перейти на казначейское исполнение бюджета. Это чревато тем, что любое новое расходное обязательство надо будет согласовывать с министерством финансов. Там будут выполняться обязательства, прежде всего, по защищенным статьям – зарплата, социалка», – предупредила участников совещания глава регионального парламента.
Она также призвала направлять все усилия на привлечение любых проектов, которые обеспечивают федеральные деньги. К ним, в первую очередь, относится и строительство жилья, для которого можно получить средства на строительство дорог, школ, детских садов и поликлиник. Не будет строиться жилье – не будет и всего остального. Плюс рост дефицита бюджета.
«Три года назад в ТДСК работало пять тысяч человек. А сегодня три. В Томской области 50 тысяч хозяйствующих субъектов, крупных и средних – всего шесть тысяч. 90% – это малый бизнес. Кто бы что ни говорил, а налоги формирует крупный бизнес. Малый бизнес – рабочие места и заработная плата. Крупные предприятия – системообразующие для мелочовки. Для нас это очень серьезный вопрос. Мы не Красноярск, не Кузбасс. Там крупная промышленность, у нас другая структура экономики», – сказала о рисках потери даже одного такого предприятия как ТДСК, для экономики и бюджета региона спикер областной думы. |