Управление предприятием в обстоятельствах рынка предполагает качественно новый уровень решения задач. Конъюнктура диктует правила – нужно оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию на целевом рынке, перестраивать внутреннюю экономику предприятия, пересматривать правила управленческого учета и оптимизировать сами процессы управления.
Управление предприятием как процесс в теории управления представляется некоей петлей, в которую включена циклическая последовательность: прогноз – планирование – контролируемые действия по реализации запланированного – учет результатов – анализ результатов – коррекция планов и прогнозов. Структура процесса иерархична, в нее включены несколько подуровней согласно направлениям деятельности (снабжение, финансы, производство, сбыт и пр.). Подуровни, в свою очередь, разделены на подпроцессы.
Управление предприятием всегда руководствуется определенной целью – повышением прибыли, снижением издержек производства и т.п. Цель должна быть четко сформулирована, желательно – с количественными оценками. Процесс управления проходит в рамках системы управления предприятием – не автоматизированной системы управления, но той системы, которая существует на каждом предприятии и состоит из объекта управления и управляющей части. Объектом управления является производственный процесс, управляющей частью – управленческие звенья предприятия. Эта система работает на основе правил, которые установлены при помощи документов (должностные инструкции и т.п.) или сложились из практики. Каждый уровень производственной иерархии характеризуется тем или иным набором функций управления, входящих в петлю управления, рассмотренную выше.
Управление предприятием – деятельность управляющего звена, или менеджмента. Предприятия классифицируются по виду деятельности (производство, услуги, торговля и пр.), по масштабу деятельности (в зависимости от количества персонала и количества производимой продукции – малые, средние, крупные) и еще целому ряду признаков. В рамках одного типа предприятия могут делиться на подтипы: производственные предприятия могут быть с непрерывным и дискретным характером деятельности, например. По составу номенклатуры предприятия могут быть серийного производства, массового и единичного. Все типы и подтипы предприятий отличаются собственными особенностями в плане организации управленческого процесса.
|