Телефонные мошенники воруют миллиарды, используя персональные данные клиентов банков, как следует из соцопроса ВЦИОМ, за последние полгода 67% россиян сталкивались с телефонными мошенниками.
В 2023 году по данным ЦБ РФ, они похитили таким образом из банков минимум 15,8 млрд рублей. Огромная проблема в том, что доступ к собственным счетам и конфиденциальной информации злоумышленникам зачастую предоставляют сами граждане.
Эксперт и консультант по защите информации Марсель Габриелов считает, что самой лучшей защитой от телефонных мошенников должно стать изменение отношения людей к своим персональным данным.
«Исключить, что ваши данные не попадут злоумышленникам невозможно – мы живем в информационное обществе, где информация – товар. В первую очередь, персональные данные. Кроме того, мы сами предоставляем их практически везде: при приеме на работу, в банках, покупая сим-карту, регистрируясь на сервисах онлайн покупок. Вовсе не делать этого – надо уйти жить отшельником в тайгу.
Разумеется, государство ведет работу в этом направлении, но на мой взгляд, в основе должно быть правильное и максимально доступное объяснение гражданам, что их персональные данные (портретное фотография, биометрия, паспортные данные, СНИЛС, ИНН) – это такое же ценное имущество, как квартира, пенсионные накопления. Пока граждане сами не уяснят это простое правило – их будут обкрадывать».
Надо активнее объяснять людям, на самых простых примерах, что такое биометрия, персональные данные, почему нужно максимально бережно к ним относиться, считает Габриелов.
«Вот двадцать лет назад в ходе приватизации раздали ваучеры, а лишь немногие четко понимали, что это такое и как ими распорядиться. Но зато ситуацией прекрасно воспользовались разного рода жулики. Мне кажется, у нас с активной рекламой биометрии происходит сейчас во многом похожая картина. Мое мнение – не нужно с этим спешить. Ведь мошенники не придумывают ничего нового – запугивают или обещают «золотые горы» – меняются лишь технологии». |