 Полномочный представитель Президента в Сибири Анатолий Серышев в Москве принял участие в заседании Совета по развитию и обеспечению морской деятельности, где обсуждалось развитие внутренних водных путей и повышение эффективности работы внутреннего водного транспорта.
Как стало известно НИА Томск, заседание совета провели председатель Морской коллегии Российской Федерации, помощник Президента России Николай Патрушев, а также председатель Совета по развитию и обеспечению морской деятельности, начальник Управления Президента России по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. Рассмотрены предложения, направленные на создание равных конкурентных условий с наземными видами транспорта, меры обеспечения финансирования текущего содержания внутренних водных путей.
«В решении этих задач, бесспорно, нужно опираться на сибирские реки. Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ангара – крупнейшие транспортные артерии евразийского континента», – сказал Анатолий Серышев.
По словам полпреда, внутренние водные пути являются стратегическим преимуществом России, которое позволяет укреплять экономический суверенитет и формировать эффективную логистику. В частности, для загрузки внутренних водных путей важно создавать условия и стимулы перевода транспортировки тяжеловесных грузов на воду. Другим актуальным вопросом для построения эффективной речной логистики является создание портовых хабов, которые позволят сосредоточить на крупных реках грузы, далее перемещать их в глубоководные порты на Северном морском пути и затем распределять по различным направлениям внутри страны и на экспорт. Потенциально грузовую базу могут составить минерально-сырьевые центры, поэтому направления развития внутренних водных путей необходимо увязывать с планами по освоению минерально-сырьевой базы, отметил Анатолий Серышев.
Кроме того, с учётом текущей геополитической обстановки внутренние водные пути – это важнейший элемент национальной безопасности России, убеждён полномочный представитель. В этой связи следует обеспечивать круглогодичную навигацию на особо важных участках внутренних водных путей, ускоренно развивать кораблестроение и производство новых образцов военной морской техники.
«Уверен, Сибирь, наделённая значительным транзитным потенциалом, имеет все возможности, чтобы стать локомотивом развития водных логистических путей. Такой подход соответствует национальным и геополитическим интересам Российской Федерации», – подчеркнул полпред главы государства.
По данным НИА Томск, в Томской области в 2024 году отправление грузов внутренним водным транспортом составило 3,354 млн тонн (в 2023 году – 2,733 млн тонн). Объем пассажироперевозок в 2024 году составил 32 тыс пассажиров (в 2023 году – 31,5 тыс).
С 2018 года в рамках государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в Томской области» бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии на организацию транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом, а также на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров водным транспортом на межмуниципальных маршрутах.
В 2024 году бюджетам муниципальных образований на организацию транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом в границах муниципальных районов предоставлено 21,6 млн рублей, в том числе 10,7 млн рублей бюджету Верхнекетского района, 3,7 млн рублей бюджету Колпашевского района, 6 млн рублей бюджету Молчановского района, 1,2 млн рублей бюджету Кривошеинского района. |