Томич Александр Бойцов завершил строительство действующей копии исторического судна ― ботика Петра Первого «Св.Николай», и начал подготовку к экспедиции.
Как сообщили НИА Томск представители путешественника, летом 2018 года он собирается пройти часть маршрута, по которому поморы ходили в первый заполярный город 17-го века Мангазею. Собранные в уникальной экспедиции материалы помогут исследовать историю освоения севера Сибири и войдут в основу документального фильма и фотовыставок.
«В XV веке Мангазейский морской ход или северный морской путь был оживленной торговой магистралью. По нему везли пушнину, мамонтовую кость, порох, соль, ткани. Кроме плавания по Белому, Баренцеву и Карскому морям, путь шел по рекам и озерам, а на двух участках ― по сухопутным волокам – Чёшскому на Канином носу и Ямальскому, в центре полуострова Ямал. Лодки волокли по суше от одной реки до другой, чтобы сократить время в пути и избежать неблагоприятной ледовой обстановки», ― объясняет Александр Бойцов.
Экспедиция планируется в три этапа (три навигации): Ямальский волок на полуострове Ямал, городище Мангазея на реке Таз, городище Пустозерск на реке Печора.
Старт первого этапа запланирован на июнь 2018 года. Ботик пройдет по Томи и Оби, выйдет в Обскую губу, далее ― вдоль восточного побережья Ямала доберется до п. Се-Яха, а оттуда ― к месту Ямальского волока. Полная протяженность маршрута Томск – п. Се-Яха ― 2993 км, п. Се-Яха – Ямальский Волок – 172 км.
Команда экспедиции определит точное место волока, нанесет на карту его предполагаемые границы, исследует рельеф местности и смоделирует по историческим описаниям процесс волочения судна с помощью ворота.
Автор проекта давно ведет мониторинг гидрометеорологических данных по акватории предстоящего маршрута: температуры воздуха, осадков, ледовой обстановки, ветра и течения.
«Ботик полностью укомплектован, как того требовал оригинал судна, но для экспедиционного перехода этого недостаточно, ― говорит Александр Бойцов. ― Нужны деньги на дополнительное обустройство лодки и жизни на борту в течение длительного времени, на оборудование и снабжение экспедиции».
Сбор средств уже стартовал. Поддержать томскую экспедицию можно на сайте planeta.ru.
Александр Бойцов построил полномасштабную реплику исторического судна, на котором юный царь Петр учился ходить под парусом, и которое называл «Дедушкой русского флота». Строительство длилось 10 лет. Осенью 2016 года автор с помощью краудфандинга собрал деньги на пошив парусов для лодки. Проект поддержали в Томске, Новосибирске, Новокузнецке, Тюмени, Москве, Санкт-Петербурге, Петропавловске-Камчатском, Астрахани, Элисте, Старом Осколе, а также в Бергене (Норвегия), Хельсинки (Финляндия), Штутгарте и Берлине (Германия), Висагинасе (Литва) и других городах.
Паруса изготовили в парусной мастерской «Северное Сияние» в Санкт-Петербурге. Ширина полотнища позволила почти в точности повторить крой старых мастеров. На собранные средства также были изготовлены флаги: штандарт, андреевский флаг и гюйс.
Ботик Петра I «Св. Николай» («Дедушка русского флота») — российская национальная историко-морская реликвия, которая хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Первые навыки практической навигации юный царь получил именно на этом небольшом парусно-гребном судне. |