Стратегия на поддержку инфраструктурных проектов и развития Томска в южном направлении в долгосрочной перспективе может сделать город центром экономической агломерации численностью 1,2 млн человек.
Главным условием для этого является строительство новых дорог по максимально короткой траектории от Томска до городов Кемеровской области на Транссибирской магистрали. Независимое информационное агентство НИА Томск писало об этом в 2012 году.
По расчетам восьмилетней давности, реализация проекта в среднесрочной перспективе (то есть, еще до 2020 года) могла привести к увеличению численности населения Томска до 700 тысяч жителей, увеличению средней заработной платы до 45 тысяч рублей (без учета инфляции), увеличению роста экономики города на 40%.
В долгосрочной перспективе Томск мог бы стать центром экономической агломерации численностью 1,2 млн человек, которая включит в себя Северск, Асино, Томский район, Шегарский район, а также населенные пункты Кемеровской области, находящиеся на расстоянии до ста километров от Томска: Юрга, Яшкино, Анжеро-Судженск, Тайга, Борики, Яя.
Всё это позволило бы в три раза увеличить рынок сбыта для томского бизнеса и привлеченных инвесторов, а также вывести Томск из транспортного тупика, соединив его с Транссибирской магистралью. Жители севера Кемеровской области оказались бы территориально ближе к Томску, чем к Кемерово. И они с удовольствием поехали бы в томские торговые центры и ресторации, развлекательные комплексы, вузы и медицинские клиники.
Кроме того, в южном направлении от Томска должны развиваться крупные поселки городского типа с населением до 10 и более тысяч человек. Именно так сегодня и происходит – с 2015 года ТДСК строит мегарайон Южные Ворота, появятся и Южные Ворота-2. В итоге появятся современные мини-города, а Томск также останется комфортным и уютным городом для проживания, но с потребительскими возможностями города-миллионника.
Реализовывать эту стратегию начал губернатор Сергей Жвачкин в 2014 году, когда между Томской и Кемеровской областями было подписано соглашение о сотрудничестве по проектированию, строительству и эксплуатации автодороги Томск — Тайга подписано 10 октября 2014 года.
В марте 2017 года главы регионов Сергей Жвачкин и Аман Тулеев поставили подписи в протоколе о строительстве автодороги длиной 68 километров. Доли участия в проекте в соответствии с протяженностью дороги составляют 72% у Томской области и 28% — у Кемеровской. Сегодня проект стоимостью 12 млрд рублей готов и направлен на государственную экспертизу, которая должна завершиться в нынешнем 2020 году.
Тогда же, в марте 2017 года, НИА Томск отмечало, что шестиполосная магистраль пройдет рядом с новым жилым районом Южные Ворота, которые превратят пригород Томска в развитый транспортный узел межрегионального значения с выходом на пять направлений.
В августе 2019 года Сергей Жвачкин поддержал строительство нового проспекта в Томске. Новую дорогу предлагается построить через районы томских новостроек. Она будет начинаться от строящейся развязки на 76-м километре железной дороги и получит выход на новую автомобильную магистраль до Тайги. А в другую сторону дорога пройдет рядом с Южными Воротами и Академгородком, а затем в виде будущего проспекта Ковалева – через Зеленые Горки и старую часть Солнечной Долины к развязке Иркутского тракта с улицей Беринга. Проспект был запланирован здесь еще при создании Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, и рано или поздно его построят.
Второе направление снова дает развязка с проколом под железной дорогой на 76-м километре с выходом на улицу Континентальную. Она начнет работать уже до конца 2020 года. Кроме того, с Континентальной связаны улица Степановская с выходом на улицу имени Богдана Хмельницкого. Она ведет к Степановскому переезду в одном направлении и в другом – в сторону поселка Мирный. Есть еще будущие улицы Тихая и Тояновская, которые напрямую свяжут Южные Ворота и поселок Зональная Станция. Также очевидна будущая «перемычка» между улицами Мокрушина и Континентальной.
Ну, и самое главное, кроме дорог, здесь есть и земельные участки, которые позволят развивать производство и сервисные структуры, строить недорогое и привлекательное жилье в экологически чистом месте.
Анатолий Буров – специально для НИА Томск. |